Новости

  << пред   1   2   3   4   5   6   7   след >>
 

21.03.2019

 КАК ВЫБРАТЬ ВЕНИК ДЛЯ БАНИ?

Наши далекие предки проблему «ароматизации» решали иногда весьма оригинальным способом: они делали бани в виде временных шалашей из веток и листьев разных деревьев. В зависимости от желания получить тот или иной аромат, выбиралось и дерево (ветки, листья). Чаще всего использовалась липа, потом береза, можжевельник и т. д. Именно банные «шалаши» «надоумили» наших предков создать чудо «банного дела» — веник. Славяне использовали, видимо, все растения, кустарники и деревья, прежде чем остановили свой выбор на вениках из березы, дуба, липы, рябины, ольхи, пихты, можжевельника. Из таких трав, как зверобой, полынь и даже... крапива.

Что же дает веник? «Похлестывание им тела, — пишет В.Иванченко, — своеобразный массаж, усиливающий кровообращение в коже, подкожной клетчатке, мышцах, способствующий последующему закаливающему контрасту температур, более интенсивному потоотделению и усилению обмена веществ, открытию кожных пор и вымыванию из них различных, в том числе болезнетворных, микробов, опасное действие которых на организм парализуется летучими веществами-фитонцидами, содержащимися в листьях веника, оказывающими бактерицидный эффект. А эфирные масла, попадающие на кожу, улучшают в ней обмен веществ, «препятствуют преждевременному старению». Не случайно в народе говорят: «Который день паришься, тот день не старишься». Для усиления бактерицидного эффекта лучше всего париться веником из свежих веток, так как они содержат больше эфирных масел и фитонцидов, которые при сушке веников почти полностью улетучиваются. Надо иметь в виду, что каждый веник имеет свой, особый эффект, т.к. каждое растение, из которого сделан веник, имеет свои, присущие только ему эфирные масла и фитонциды. Как пишет В.Иванченко, березовый веник помогает «при боли, ломоте в мышцах и суставах,... хорошо очищает кожу при наклонности к сыпи и гнойничкам, ускоряет заживление ран и ссадин, оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение. Его особое достоинство — сильное расширение в веничном пару мелких бронхов. Это способствует отхождению мокроты и улучшению вентиляции легких. Вот почему после такой бани очень легко дышится! Для астматиков и бывших курильщиков, начавших заниматься дыхательной гимнастикой, березовый веник незаменим.

Пристрастие россиян к березовому венику объяснимо: на протяжении многих веков это дерево занимает большое место в быту русского человека. Березовые листья, почки, береста, заболонь, сок, чага, древесина — все использовалось в хозяйстве, в быту, с лекарственными целями. Ни одному дереву не посвящено столько песен, стихов, басен, пословиц и поговорок. Это дерево прекрасно везде, где оно растет: в поле, на пригорке, в лесу, в саду, около дома.

Почки березы содержат эфирное масло, горечи, флавоноиды, смолу, дубильные и другие биологически активные вещества. В листьях найдены бетулоретиновая и аскорбиновая кислоты, гиперозид, дубильные вещества, сапонины, эфирные масла, каротин, фитонциды. Все эти вещества оказывают благотворное влияние на организм человека, в том числе и при соприкосновении листьев с телом человека при постегивании березовым веником в парной бане.

Вторым по популярности вслед за березовым считается у любителей дубовый веник. Он особенно подходит для людей с жирной кожей. В листьях дуба содержатся дубильные и красящие вещества, кверцитрин и кверцетин, эфирные масла, пентозаны. При обработке тела в бане дубовым веником особую роль играют дубильные вещества и эфирные масла листьев. Именно эти вещества делают жирную кожу матовой и упругой, хорошо очищают кожу, поры, оказывают сильное противовоспалительное действие. Дубовый веник с массивными, прочными, плотными листьями быстро очищает тело парильщика, быстро и глубоко прогревает его. Выделяемые во время парения из листьев веника вещества обладают целебным эффектом. Специалисты отмечают, что эти вещества способны даже снижать давление при гипертонии. Дубильные вещества и эфирное масло, выделяемые листьями дубового веника, оказывают лечебный эффект при разного рода накожных заболеваниях: золотухе, сыпях, экземе.

В некоторых местах России, особенно там, где имеются большие липовые рощи, популярностью пользуются липовые веники. Липа издавна пользуется в народе широким признанием как растение в высшей степени целебное. Человек, заболевший простудным недугом, чаще всего вспоминает о липовом цвете, являющемся радикальным средством при многих простудных заболеваниях, в качестве потогонного и жаропонижающего средства. Настои и отвары липы (листьев, цветков) употребляют как отхаркивающее средство при кашле, мочегонное при пиелитах и камнях в почках, болеутоляющее при желудочно-кишечных спазмах. Свежие листья липы используют в виде компрессов при головных болях, как мягчительное и противовоспалительное средство при ожогах, гнойных воспалениях. Лечебные способности листьев липы используются и через липовый веник, который «прекрасно устраняет головную боль, производит мягкую «гимнастику» для почек, ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие».

Очень ароматным и в высшей степени полезным является веник из веток черной смородины, листья которой обладают потогонным, мочегонным, вяжущим, противовоспалительным действием. Содержащиеся в листьях вещества (аскорбиновая кислота, дубильные вещества, эфирное масло, пигменты, флавоноиды и др.) благотворно действуют на кожу, хорошо очищают ее от болезнетворных микробов, а аромат, испускаемый листьями, способен удовлетворить самый рафинированный «нюх». В народной медицине настои и отвары листьев черной смородины используются при лечении ревматизма, подагры, болезней желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря, туберкулеза лимфатических желез, золотухи, почечнокаменной болезни, водянки. Попарившись в бане таким веником, можно надеяться, что наступит облегчение при наличии такого рода заболеваний.

Кое-где в России произрастает вечнозеленый хвойный кустарник можжевельник, плоды которого широко используются в народной медицине. Во всех органах растения содержится эфирное масло, органические кислоты, дубильные вещества. Хвоя можжевельника обладает мощным бактерицидным действием. Препараты из можжевельника обладают дезинфицирующим действием. Несмотря на то, что веник из веток можжевельника довольно колючий, тем не менее, имеется много любителей попариться таким веником. Можжевельный веник помогает при подагре, ревматизме, отеках, при высыпании на коже. Можжевельный веник является рекордсменом по уничтожению на коже парильщика болезнетворных микробов.

Наряду с липовым при простуде хорош веник из веток ольхи (белой, серой). В листьях ольхи содержатся дубильные вещества, гиперозид, количество которого достигает 13 мг%, кверцитрин, а также кофейная, хлорогеновая и протокатехиновая кислоты. Препараты из ольхи обладают вяжущим и дезинфицирующим свойствами. Именно поэтому веник из ольхи хорошо очищает кожу, уничтожая болезнетворные микробы, делает упругой жирную кожу, обладая вяжущим свойством. В северных районах России использование веника из ольхи не является редкостью. Ольховый веник хорош и при простудных заболеваниях, усиливая отделение мокроты при бронхитах.

А в некоторых сибирских регионах в почете веник из пихты. Особенно хорош такой веник в зимнюю пору, когда местные жители, охотники, лесники, намаявшись и намерзшись за день, вечерком, истопив баньку, похлещутся пихтовым веничком. Пихта содержит в себе пихтовое масло. Настой из молоденьких игл и почек пихты издавна употребляется сибиряками от цинги, при ломоте в костях простудного и усталостного происхождения. После бани с пихтовым веником уходит прочь усталость из тела и изгоняется всякая хворь, особенно простуда. Пихтовый веник хорошо очищает кожу от болезнетворных микробов, лечит разного рода накожные высыпания. Пихтовое масло, дубильные вещества, фитонциды пихты при парении с веника проникают в поры тела и способствуют излечиванию многих кожных и ревматических заболеваний. Этот веник полезен при подагре.

Кроме пихтового веника кое-где в Сибири используют веники и из других хвойных растений: кедра, ели. Конечно, хвойные веники — это удовольствие для любителя, который по своему физическому состоянию способен вынести довольно серьезную процедуру парения такими вениками.

Преимущество хвойного веника заключается в том, что его не нужно запасать впрок: хвойные деревья не теряют своего хвойного наряда зимой и его можно приготовить непосредственно перед баней, когда в ветках такого веника все содержащиеся в нем вещества находятся в так называемом «живом» виде, особенно вещества бальзамические.

В некоторых южных районах России на границе с Казахстаном, где нет леса, с успехом используются веники из полыни, которая в изобилии здесь произрастает. Заготовка таких веников производится сразу после цветения полыни, когда стебли растения еще не сильно огрубели. Веник из полыни также очень полезен. В траве полыни горькой содержится около 2% эфирного масла, имеются гликозиды, фитонциды, органические кислоты, дубильные вещества, другие биологически активные компоненты. Полынь издавна используется в народной медицине при заболеваниях суставов, желтухе, ревматизме, ожирении, болезнях желудка, печени, желчного пузыря. Наружно препараты из полыни горькой применяются при ушибах, гнойных язвах и ранах. При такого рода заболеваниях веник из веток полыни всегда кстати и пожалуй его терапевтическое лечебное действие не уступит, а скорее превзойдет эффективность некоторых других распространенных веников.

Особое место среди веников занимает веник из ветвей крапивы двудомной и реже жгучей. Стебли крапивы, как и все растение, покрыты жгучими длинными волосками. В стеблях и листьях крапивы содержится большое количество биологически активных веществ: аскорбиновая кислота, каротин, витамины группы В и витамин К, органические кислоты, дубильные вещества, фитонциды и др. Крапива издавна применяется в народной медицине: она обладает кровоостанавливающим действием, усиливает свертываемость крови, оказывает тонизирующее действие на стенки сосудов, улучшает все обменные процессы в организме. Отвар листьев крапивы применяется при туберкулезе, анемии, бронхите, малярии, болезнях селезенки, мышечном и суставном ревматизме, радикулите. Веник из крапивы слегка запаривают теплой водой и парятся. Содержащиеся в крапиве вещества оказывают на кожу мощное лечебное действие.

6 июля, на Аграфену — купальницу обязательно мылись в бане и «отменно парились». Архангелогорцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, а девушки парились в этот день свежими вениками, связанными из целебных трав. В Тверской губернии парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.

Обыкновенно именно в день Аграфены — купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые. На Вологодчине, например, предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рыбины, по цветку разных трав.

Правда, во многих местах России баню было принято устраивать не на Аграфену — купальницу, а на Ивана Купала, точно так же, как и вязать веники.

В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то в этот год помрешь.

На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров, гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели, если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется живым.

Костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.

Казалось бы, несложное сооружение — «связка стеблей или веток с листвой (подметать, париться в бане, чистить платье) — веник». А в каком почете веник у русских! Веник вошел во многие пословицы и поговорки: «Веник в бане наибольший господин», «Веник в бане всем начальник», «Банный веник и царя старше!»

В последнее время к традиционным российским веникам из березовых, дубовых, липовых и ольховых веток прибавились, являющиеся пока редкостью, эвкалиптовые веники. Известно, что листья эвкалипта содержат в себе очень ценные, лечебные компоненты: масла, фитонциды, ароматические вещества, обладающие антисептическими свойствами. Настой из листьев эвкалипта используется как антисептическое средство, им обрызгивают деревянные стены парилки и поддают на раскаленные камни. Возникающий при этом ароматный пар обладает не только антисептическими, но и ингаляционными свойствами. При этом дышать надо через нос и тогда гортань, трахеи, бронхи и даже прилегающие к бронхам легкие прогреваются целебным паром эвкалипта.

Содержащееся в листьях эвкалипта эфирное масло обладает бактерицидным и болеутоляющим свойством. В связи с этим, оно активно используется в виде компрессов при невралгии, воспалении мышц, при разного рода ушибах, растяжениях, болях в суставах. Об эффективности эвкалиптового масла при лечении некоторых довольно опасных заболеваний можно убедиться на следующем примере: при таком опасном заболевании, как ангина, достаточно капнуть две — три капли эвкалиптового масла на кусок сахара и подержать его во рту до тех пор, пока он не растает и воспалительный процесс значительно снизится.

Для веника можно использовать также хвойный лапник, ветки клена, ореха, ясеня.

 

07.03.2019



© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/8-marta/sotrudnitsam/proza.htm

Уважаемые прекрасные дамы, в день 8 Марта хотим пожелать рабочего энтузиазма, неиссякаемого оптимизма, множество источников вдохновения, красоты души и тела. Пусть ваши будни и выходные будут наполнены солнечным светом, весенними ароматами, удовольствием и радостью!
© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/8-marta/sotrudnitsam/proza-2.htm

 

Картинки по запросу поздравляем с 8 марта без фона

С наилучшими пожеланиями, 
Коллектив ООО "Политех" г. Москва

05.03.2019

 О РУССКОЙ САУНЕ 
Какой русский не любит быстрой езды! Какой русский не любит крепко попариться, скажем мы. И действительно, уж если русский любит баню, то поддать погорячее - сам Бог велел. А если он строит себе сауну, то топить ниже 120 градусов ему как-то и в голову не приходит. Необузданность русской натуры не могла не сказаться на том, какие сауны мы строим, просто в силу того, что русскому от сауны нужно гораздо больше, чем, например, европейцу, американцу или даже прародителю сауны - финну. 
Немаловажным является и тот факт, что для русских парилка - это святое. Поэтому, вкладывая в строительство сауны душу, мы невольно пришли к тому, что технология строительства сауны сначала была улучшена, потом - модернизирована, а с некоторого времени и вовсе стало уместно говорить о таком, казалось бы, парадоксальном понятии, как «русская сауна». Что же мы имеем в виду, когда говорим о русской сауне? В русской сауне все подчинено одной идее - получить классный пар, полезный для здоровья. При этом, температура в парной из-за стремления русских к экстриму, может быть очень высокой (выше 120 градусов). Физиологичный дизайн, энергоотрицательные породы дерева, организация грамотной вентиляции и циркуляции воздуха в парной служат тому, чтобы снять шок, который организм получает через осязание. Следует иметь в виду, что шок - это не то, от чего человек немедленно падает и умирает. Шок - это реакция организма на высокую температуру, при которой все органы начинают работать в перегрузке. В небольших количествах (индивидуально для каждого) это только полезно: вырабатывается адреналин, включается защитный резерв организма, укрепляется иммунитет, происходит интенсивное очищение организма. 
Поэтому, при грамотном строительстве русской сауны нет мелочей. Каждая мелочь - это один из нюансов, работающих на главную идею сауны - максимальный прогрев без вредных последствий. 
Многие думают, что сильная парная - это только для очень здоровых людей, а для тех, у кого, например, больное сердце, она не подходит. Мы считаем, что это в корне неправильно. Можно париться при невысокой температуре в «задушенной» парной и нагрузить сердце здоровому человеку, так что даже ему станет не по себе. И наоборот, немного времени в горячей русской сауне - не во вред, а на пользу большинству сердечников. 
Что же может служить критерием для непрофессионала в строительстве, в хорошей ли сауне он парится? Входя в грамотно построенную русскую сауну, натопленную до высокой температуры, человек, вдыхая горячий воздух испытывает очень приятное ощущение, сравнимое с вдыханием воздуха в морозное утро. Этот эффект мы так и называем «эффект морозного утра». Далее, в неправильной сауне уже минут через пять (в зависимости от состояния здоровья) у человека могут возникнуть неприятные ощущения - подташнивание, сердцебиение, тяжесть на сердце - ему захочется выйти. После парилки он будет долго отдыхать и может еще некоторое время чувствовать себя разбитым. В хорошей русской сауне, он сможет находиться до 15-20 минут, не чувствуя перегрузки. Понимаем, что это звучит фантастически, но это так. Это проверено нашим опытом. 
Понятно, что, парясь даже в хорошей сауне, человек должен прислушиваться к себе и не «пересиживать» свою норму, которую каждый чувствует сам. Эта норма может меняться в зависимости от времени года, погоды и самочувствия. Если это условие выполнять, то стереотип «в парной всегда душно» просто уходит из жизни. 
Кстати говоря, на родине сауны, фирмы, занимающиеся строительством и поставкой сборных саун, уже кое-что поняли из тенденций строительства русских саун. Традиционно скандинавы использовали для строительства своих саун хвойные породы деревьев. Но, придя на отечественный рынок, и почувствовав интерес со стороны русских к лиственным породам, они достаточно быстро переориентировались. Сейчас они предлагают нам сборные сауны из нашей же осины, как правило в сочетании с сосной или кедром, а также ольхой. О том, что хвойные и лиственные породы нельзя смешивать в одном помещении, им пока не известно. 
Итак, подведем итоги. Русскую сауну от традиционной финской отличают следующие признаки: 
использование лиственных пород деревьев вместо хвойных, 
соблюдение принципа не смешивать разные породы дерева в одном помещении (особенно энергоположительные и энергоотрицательные), 
температура в парной 120 градусов (у финнов - 90), 
другой принцип вентиляции, 
расслабляющий, без наворотов, дизайн.

26.02.2019

КАМЕНЬ

Облицовка для печи - натуральный камень.

 

 

Талькохлорит (мыльный камень, талькохлорит, стеатит, горшечный камень, талькомагнезитный сланец, талькокарбонат) - сформировавшаяся из мягких минералов горная порода, в которой тальк и хлорит соединены таким образом, что тальковые чешуйки вросли в хлорит, образуя плотную массу благородного, серо-зеленого цвета.

Камень Талькохлорит считают лучшим печным материалом, потому что:

- теплоемкость талькохлорита очень высока ( в 2,5 раза выше, чем у печного кирпича). Поэтому при своих сравнительно небольших размерах камины и печи отапливают достаточно большие площади, а накопленное тепло держат и равномерно отдают в помещение от 18 до 36 часов. И еще одно свойство - намокая, камень не становится скользким.

- Длина волны теплового излучения талькохлорита равна длине волны теплового излучения тела человека, поэтому тепло, идущее от нагретого камина, мягкое и приятное. Считается, что пар от этого камня повышает иммунитет, снижает кровяное давление, благотворно влияет на органы дыхания, улучшает обмен веществ и стабилизирует кровообращение.

 

 

Змеевик (серпентинит, толигор, антигорит, моховик, корейский жад).

Окраска минерала может быть зеленовато-желтой, темно-зеленой. Змеевик непрозрачен, однако светлая его разновидность (благородный офит) слабо пропускает солнечные лучи. Часто змеевик имеет волокнистую или листоватую структуру.

Считается, что змеевик обладает уникальными лечебными свойствами: повышает иммунитет организма, снижает кровяное давление, благотворно влияет на органы дыхания. Кроме того, камень может усиливать действие любых лекарств, поэтому в старину этот минерал был известен также как «аптекарский камень».

Камень Змеевик обладает превосходными теплоаккумулирующими свойствами и неповторимым  естественным видом. Печь в змеевике отдает в парилку только мягкое и бархатистое тепло, которое будет сохраняться в течение многих часов.

 

 

Жадеит - единственный полудрагоценный камень, комплекс свойств которого идеально подходит для использования в русских банях, турецких банях и саунах. При нагревании до определенной температуры жадеит выделяет природные минеральные соединения, оказывающие при кондиционном содержании противовоспалительный эффект и бактериологическое действие.

Специалисты по литотерапии (наука о влиянии камней на здоровье человека) характеризуют жадеит как камень - стабилизатор, оказывающий концентрированное положительной энергетическое воздействие на человека: жадеит укрепляет нервную систему систему, выравнивает артериальное давление, делает более эластичными кровеносные сосуды, улучшает состав крови, усиливает мужскую потенцию, лечит заболевания почек и мочевыводящих путей.

Черезвычайно высокий предел прочности при большой вязкости и минимально низком показателе водопоглащения, обеспечивают максимально возможный коэффициент крепости жадеита, делают его наиболее безопасным камнем для Вашей бани или сауны.

26.02.2019

 СРАВНЕНИЕ БАНИ И САУНЫ 

Любая парная имеет задачу вывести шлаки из организма через кожу. Для этого мы стремимся максимально прогреть и размять тело. Если правильно пользоваться русской баней, она, на наш взгляд, решает этот вопрос успешнее, чем сауна. И русская баня, и сауна - это шоковое воздействие на организм. Поэтому прогрев желательно осуществлять в условиях максимально приближенных к естественным. Обычная влажность на улице - от 40 до 70 %, иногда больше. Влажность воздуха в сауне - 3-8%. Влажность воздуха в русской бане - около 65%. Есть о чем задуматься! Температура воздуха в русской бане 55-70 °С - это почти в два раза ниже, чем в сауне. Теплопроводность влажного воздуха намного выше, чем сухого, поэтому в русской бане более глубокий прогрев достигается в менее агрессивных условиях (реакция организма на тепловую агрессию среды - спазм сосудов и учащенное сердцебиение). В сочетании с массажным воздействием веником оздоровительный эффект просто несопоставим (в сауне веник мгновенно пересохнет и осыплется). 
Но если в сауне кондиции стабильны в течение всего сеанса, в русской бане они постоянно меняются. В русской бане человек не просто сидит или лежит. Он всё время осознанно действует. Поддать пар, опустить пар, отдохнуть, париться веником, проветрить, просушить - это неполный перечень действий, которые совершает человек в парной. Всё это нужно знать и уметь, поэтому русская баня требует больше времени и ума, а главное - души. 
В русской бане пар делают. Сделать пар - значит извлечь его из печки. Если ничего не делать - будет сыро и холодно. Это не недостаток. Если печь в русской бане без подбрасывания воды прогревает объём парной выше 50-60°С, это плохая русская баня. После того, как в ней поддадут, пар будет обжигать, а веник пересохнет почти также быстро, как в сауне. Делая пар, бросают воду на камни в печи. Чем выше температура камней, тем глубже диспергирует вода, тем мельче частички пара, тем пар суше и горячее одновременно. Слово "суше" здесь понимается не как показания гигрометра, а как приятное ощущение тёплого, но не обжигающего вдыхаемого воздуха. Чтобы сохранить максимально горячие камни при начальной прохладной температуре парной, камни нагревают в замкнутом объёме печи (это одно из главных отличий русской бани от сауны) и обязательно делают дверцу, которая открывается только на период подбрасывания воды. Теплоотдачу стенок желательно делать минимальной, а не максимальной, как в отопительных печах. Банная печь должна нагревать лишь камни, на которые подбрасывается вода. Это вопрос к печнику, конструктору печи. Как правило, печь топится из предбанника, поэтому есть возможность часть печи поместить не в парной, а в предбаннике. Таким образом, максимальная разница между температурой воздуха и температурой камней, максимально диспергированный водяной пар - вот главные признаки хорошей русской бани. 
Не менее важен вопрос вентиляции. В сауне оптимальная вентиляция осуществляется при равенстве давления воздуха снаружи и внутри парной. А русская баня - это баня избыточного давления. Ощущается это, когда при поддаче пара вышибает дверь в парной. Это принцип, без которого мы не сможем получить в бане сухой перегретый пар. Пар испаряется в замкнутом объёме печи. Происходит что-то вроде взрыва - и пар под давлением устремляется из печи в парную, проходя через несколько зауженный проём открытой дверцы. Часть пара отражается от бортиков проёма и устремляется назад, в печь, тем самым ещё больше увеличивая избыточное давление, а стало быть и дисперсию пара. После этого пар опускают. Вышедший из печи пар, как самый горячий, собирается вверху, под потолком. Внизу по-прежнему холодно. Дальнейшее зависит от особенностей парной, от кондиций пара. Поэтому, к каждой бане надо приспосабливаться, изучать её характер. Есть разный опыт и традиции, как сделать хороший пар. Иногда его опускают сразу в процессе поддачи специальными опахалами, простынями, полотенцами, вениками. Условно говоря, этот способ называется "по-русски". Принудительное опускание пара приветствуется не всеми. Есть способ поддавания "по-татарски". Пар опускается самими парящимися, когда они машут вениками. Есть и комбинированный способ, когда сначала пар опускают принудительно, а потом создают запас горячего пара под потолком, поддают «на крышу». Для этого желательно иметь потолок повыше. Это ещё один важный принцип получения хорошего пара и существенное отличие русской бани от сауны. 
Ещё раз оговоримся, к каждой русской бане надо приноравливаться. Для того, чтобы изучить характер бани, нужно париться в ней постоянно. Поэтому тонкие особенности каждой бани будет лучше знать не строитель, а банщик. Вообще говоря, построить русскую баню - это только половина дела. Вторая задача - сделать в ней пар. Плохой банщик может сделать плохой пар и в хорошей бане. Но бывает и наоборот: люди приспосабливаются и умудряются делать хороший пар даже в неважной парилке. Иногда даже льют воду на лавки, стены, на печку - в каких-то банях это будет преступлением, а в каких-то благом. 
Всё так сложно потому, что не бывает двух одинаковых русских бань, и на качество пара влияет множество факторов, вплоть до погоды на улице. Поэтому, прежде, чем строить русскую баню, подумайте, действительно ли вам это нужно. Если вам интересно изучать, приноравливаться, строить отношения с людьми и окружающей средой, значит вы - истинно русский, социальный человек. И русская баня даст вам настоящий комфорт и удовольствие. Но за это нужно платить временем, заботой и трудом. Можно упростить ситуацию: построил сауну, с вечера запрограммировал печку, чтобы к 8 утра парная была готова, попарился 15 минут, принял душ - и пошел на работу. Можно ещё проще (и дешевле) - паровые кабины и душевые с паром (очень популярный в Европе вариант). Но и это не предел экономии - можно просто полежать в горячей ванне. Выбирать Вам.
 

22.02.2019

 Поздравляем с 23 Февраля наших уважаемых коллег, друзей и партнеров! Желаем спокойствия, расширения возможностей, перспективных предложений, больших финансовых поступлений и увеличивающегося спектра достижений. Будьте сильны, настойчивы и решительны. Мира, добра и всех благ!

13.02.2019

РАЗМЕРЫ И МАТЕРИАЛЫ БАНИ

Вы решили построить баню в деревне или на дачном уча­стке. И сразу же возникают вопросы: каких размеров долж­на быть баня, где ее располагать на участке, из чего строить стены, пол, потолок, двери, окна, нужен ли под баней фунда­мент и много других вопросов.

Размеры бани определяются устройством и габари­тами ее основных помещений — парильни, моечной, раз­девалки. Есть готовые строительные проекты бань, может быть они вам подойдут, а если нет, мы постараемся в сво­ей книге подробно рассказать, с чего начать строительство бани. Городские жители, осваивающие садовый участок, могут построить временное помещение — баню и находить­ся в ней, вместе со всем скарбом, до завершения строитель­ства дачного домика. Лучшая баня — рубленая, из хорошо высушенных бревен. Размеры бревенчатой бани выбира­ют из расчета, что в ней одновременно будут мыться 2–3 человека, поэтому площади предбанника и моечной долж­ны быть увеличенными. Ведь в бане не только парятся и моются, но и отдыхают, общаются. Поэтому, если баня не совмещена с другими строениями, площадь ее должна быть не менее 10 м2.

Парильня должна иметь площадь не менее 6–9 м2Предбанник или раздевалка — 4–6 м2моечная — 5–6 м2. У входа в баню устраивают тамбур, он препятствует проникновению холодного воздуха внутрь помещения. В малогабаритных банях часто совмещают моечную и париль­ню. Для отдельно строящейся бани предбанник должен быть обязательно. Если баней планируют пользоваться только в теплое время года, то вместо предбанника можно постро­ить террасу. В благоустроенных банях хорошо иметь и тер­расу, и предбанник. Однако каждый застройщик меняет на­бор помещений и их размер по своему усмотрению. Разме­ры предбанника принимают исходя из того, что на 1 чело­века должно приходиться не менее 1,3–1,5 м, ширина — не менее 1 метра. Предбанник должен быть утеплен, окна широкие с высокими подоконниками, не менее 140 см от пола. В нем должно быть все: от вешалок для одежды до дров и угля. За предбанником находится моечная или совмещенное помещение для мойки и парения.

На каждого парильщика должно приходиться не менее 1 м2 площади. Парильня — главное место в бане. В ней должна поддерживаться высокая температура, равномерный нагрев моющегося и возмож­ность использования веника. Дверь из парилки должна от­крываться в предбанник, а не наоборот, чтобы избежать ув­лажнения одежды. Чтобы снизить потери пара и тепла, дверь устраивают с низкой коробкой и высоким порогом. Вдоль стены находятся деревянные полки в 1, 2, 3 яруса, длина по­лок 170–220 см. Даже самая маленькая баня обладает всеми качествами бани и дает возможность пусть без комфорта, но в любое время попариться и помыться, причем, нагрев ма­ленькой баньки потребует и меньше времени и дров.

Дерево. Самый подходящий материал для строитель­ства бани — дерево. Для отдельных частей бани подходит древесина не всякого дерева. В старину бани строили из дерева, от фундамента до крыши. Наиболее подходящая древесина лиственных или хвойных пород. Так, лаги для пола, первый венец стен, фундаментные столбы делают из дубовых бревен. Полы, матицы потолка изготавливают из смолистой рудовой сосны или из древесины лиственных пород. Фундамент можно построить из лиственницы. Для обшивки стен, потолка подойдет ель и липа, которые по­глощают звуки и влагу. Подставки, скамейки, полки делают из липовых досок. Если провести соответствующую обра­ботку осины, березы, можно получить очень хороший ма­териал для стен, пола, потолка.

Выбор материала. При выборе материала имеет значение их прочность, способность удерживать тепло, пористость материала и его плотность. Влажный матери­ал оказывает влияние на теплозащитные свойства бани, при этом снижается срок ее службы. Часто баню строят из бруса, тогда стены обшивают струганными досками с обеих сторон.

Внутреннюю обшивку можно оставить без дополни­тельной обработки, но доски должны быть гладкими и чис­тыми.

Кирпич. Вполне возможно выложить стены из кирпи­ча (обыкновенный кирпич и дырчатый). Силикатный, щеле­вой кирпич применять нельзя. Кирпичные стены изнутри также обшивают досками. Между кирпичной стеной и обшив­кой должно быть пространство в 3–4 см для вентиляции до­сок с обратной стороны. Обшивка, не доведенная до пола сантиметра на 3, улучшает тягу.

Теплопроводность очень низка в сухих материалах, так как поры заполнены воздухом. Если такой материал увлажня­ется, поры заполняются водой, а теплопроводность воды в 20 раз выше, чем у воздуха. А если в холодное время года вода в порах замерзает, то зона теплопроводности увеличивается еще в 3–4 раза. При низкой температуре воздуха объем льда увеличивается и разрушает дерево. Поэтому стены и потолки в бане должны иметь внутри парогидроизоляционную защиту.

Пароизоляционные материалы: фольга со стекловолок­ном, алюминиевая фольга, полиэтиленовая пленка, пергамин, толь. Толь при высокой температуре издает неприятный за­пах, поэтому применять ее в парилке не стоит. Пароизоляционные материалы укладывают под внутреннюю деревянную обшивку, поверх теплоизоляционных материалов.

13.02.2019

 

 ВЫБОР БАНИ И МЕСТА ДЛЯ НЕЕ

Выбор бани. Прежде чем построить баню, надо проду­мать, на каком месте и из каких материалов ее строить, ка­кой она должна быть по размерам, внешнему виду, внутрен­нему устройству и оборудованию.

Вход в баню. Исходя из этих соображений, вход в баню желательно иметь с юга. Это облегчает пользование ею и в зимнее время, так как с южной стороны меньше сугробов и они быстрее тают. А вот окна желательно вы­полнять с запада или юго-запада, так как баню обычно то­пят вечером и лучи вечернего солнца проникают через маленькие оконца.

Дымная баня. На размещение бани влияет и то, какой она задумана по конструкции. Если баня дымная, т. е. топит­ся «по-черному», то расстояние до границ участка и других строений должно быть не менее 12 м. Желательно, чтобы баня располагалась с той стороны жилого дома и соседних домов, куда преимущественно дуют ветры. В густонаселен­ных районах строительство их не допускается, да и в сельс­кой местности они нежелательны из-за повышенной пожароопасности. В Финляндии за дымную баню взимается налог. У нас, хотя и нет налога, дымные бани в последнее вре­мя почти не строят.

Место бани. Идеальным является место у водоема (реки, озера, пруда), но не у самой воды, а на расстоянии 15–30 м, там, где сухо, нет опасности затопления. Следует помнить, что использованная вода из бани ни в коем случае не должна попадать в водоем и загрязнять его. Желатель­но, чтобы баня была подальше от дороги, в тихом месте, отгороженном от прохожих деревьями, хозяйственными постройками или забором. Годится для постройки и крутой склон. В этом случае баня может быть выполнена в виде зем­лянки или полуземлянки с террасой на столбах.

Уголок для отдыха. Вообще вход в виде террасы ве­ранды является желательным дополнением к любой бане, так как он служит солярием, уютным местом для отдыха и чтения, закрытой от дождя площадкой для детских игр, местом выполнения столярных, слесарных и разных ремон­тных работ. Немаловажно и то, что веранда или терраса украшают баню и весь участок, особенно летом, когда они закрыты вьющимися растениями и окружены цветниками. Цветники, декоративные кустарники, небольшой искусст­венный водоем или бассейн перед баней позволяют со­здать на садовом участке, даче или в сельской усадьбе уго­лок отдыха, где гармония красок и света дает дополнитель­ный эстетический заряд, хороший настрой.

Недымные бани, которые топятся «по-белому», тоже желательно строить отдельно от других строений. По нор­мам Финляндии, расстояние между ними на селе должно быть не менее 5 м. Однако недымные бани можно совмес­тить с дачным или садовым домиком, что позволяет сэко­номить материалы и занимаемую строениями площадь, со­здает удобства при пользовании ими. Такое совмещение широко практикуется в Прибалтике. В Финляндии недым­ные бани строят в городах не только в подвальных и цоколь­ных помещениях зданий, но даже на крышах многоэтажных жилых домов. Эти бани, служащие одновременно солярия­ми, красиво оформляют. Они становятся украшением домов, придают им легкость и выразительность. Недымную баню

можно совместить с летней кухней, теплицей, мастерской и т.п. Это облегчает электропитание, подвод воды и канализа­ции, позволяет придать красивый облик строениям. Кроме того, сухая, чистая, теплая баня может служить дополни­тельной спальней в случае приезда гостей, временным жиль­ем во время строительства и ремонта дома, помещением для выращивания ранней рассады, фотомастерской, местом для стирки, сушки и глаженья белья, сушилкой для ягод, грибов, лекарственных трав и для многих других целей. Вот почему многие садоводы и дачники, как в старину сельские жители, сначала строят баню, а затем, не торопясь, дом. Все это дока­зывает необходимость строительства по возможности про­сторной бани, предусмотрев все удобства, и тщательно про­думав ее устройство и размещение.

Совмещение бани с жилым домом. План размещения и устройства бани желательно согласовать со специалис­том — архитектором или строителем. При этом необходи­мо учитывать рельеф, форму и размеры участка, архитекту­ру и размещение дома и других строений на своем и сосед­них участках, интересы и возможности семьи и т. п.

Многие думают, что совмещение бани с домом приводит к сырости, неприятным запахам в жилом помещении и к умень­шению срока службы дома. Действительно, влажная баня в доме нежелательна, хотя и не исключается. Ведь в благоуст­роенных городских квартирах ванная, душевая, туалет нис­колько не ухудшают жилищные условия, а наоборот, создают необходимый комфорт. Все дело в соблюдении санитарно-технических требований к устройству влажных помещений и в первую очередь в обеспечении надлежащей гидроизоля­ции, канализации и вентиляции. В этом отношении наиболее благоприятна баня с сухим паром (суховоздушная баня-сауна).

12.02.2019

 ИСТОРИЯ РУССКОЙ БАНИ 
Сегодня поговорим о истории русской бани..

В России бани были известны с самой глубокой древности. Наш летописец Нестор относит их возникновение к I столетию нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Никем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение». 
Летописец рассказывает, что великая княгиня Ольга, желая наказать древлян, убивших ее мужа Игоря (945 г.), повелела истопить баню для древлянских послов, которые бы омывшись, представились к ней. Во время их омовения по приказанию Ольги баню зажгли и послы сгорели в ней. 
После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, в некоторых странах стали появляться русские бани; они были в Вене, Париже, Берлине, но они далеко отстали от наших бань. Современники утверждают, что ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Иностранцы считали, что бани, как средство потогонное, весьма полезны. Но так париться, как в России, вредно. «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют». Так считали некоторые европейские врачи. 
Все иностранцы отмечали любовь русских к крепкому пару. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах... Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему». 
Непосвященному человеку трудно представить себе, как можно париться в печи. А делали, да и сегодня еще в некоторых деревнях делают это так. Из разогретой печи удаляют угли, хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. Ну, а дальше, известное дело, бери березовый веник и хлещись им так, чтобы, как говорят, «чертям тошно стало». 
У русских был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Это делали с утра и только после бани подходили к образам. Даже царь, если «ему было угодно спать вместе с царицей», то на следующий день они оба ходили в баню. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма, хотя в связи с этим и подвергались весьма двусмысленным взглядам и шуточкам, особенно со стороны молодых людей. В адрес стоящих у дверей церкви так и сыпались ехидные замечания. 
В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и цари и князья до начала XVIII столетия. 
Лжедмитрий был нелюбим народом за неуважение к указанным нравственным предписаниям. Он ни разу не мылся в бане со «своею, — как пишет один из современников, — поганою царицею». 
В народе российском прочно существовало поверье, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль). 
Накануне свадьбы мать невесты пекла хлеб — «банник», которым она благословляла к венцу молодых. Этот хлеб, жареную птицу (обычно курицу) и два полных столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе, которая на другой день расшивала скатерть и угощала молодых по выходе из бани. 
Православная церковь строго-настрого запрещала супружескую близость в дни строгих постов. Согласно старинным духовным поучениям это разрешалось только «в Петрово говенье и Филиппово», однако под условием «блюсти» среду, пятницу, субботу и воскресенье и праздники. После совместно проведенной ночи для супругов было обязательным правилом вымыться утром в бане, прежде чем начать молитву перед иконами. 
Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков. Для небогатых в городах были общие бани («царские мыльни»). В частности, такие бани были в Москве. 
Баня с каменкой для поддавания пара составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования. 
Пребывание в бане и отдых после нее во многих местах России были обставлены ритуалом. Начиная от бедняков и кончая вельможами, был обычай при заходе в баню, когда человек готовился к парению, подавать ему несколько ломтиков редьки. Съев их, человек направлялся в парилку. Для утоления жажды всегда был наготове, в бане, и особенно в предбаннике, прохладный квас, сдобренный мятой или другими душистыми приправами. 
Для распаривания веников и поддавания пару варили щелоки и кипятили квас с мятой. (Вообще, мята играла выдающуюся роль). В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты, налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие. 
Наши предки считали, что самая простая, но и самая существенная мера к достижению здоровья является баня. В народе говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит». Благотворное влияние бани на организм человека заметили не только славяне, но и многие другие народы. 
Бани, как средство достижения чистоты и опрятности, считавшихся добродетелью с давних времен, предписывались многими религиями, в частности Востока. По исламу ежедневное омовение тела возведено в степень религиозного догмата. 
Как мы уже отметили, на Руси баня появилась задолго до крещения славян. В глубокой древности на Руси существовали мыльни, влазни... В Россию баня якобы завезена была арабами или спартанцами. Вполне вероятно, что русская баня является собственным изобретением славян. В пользу такого предположения говорит многое: и совершенно особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян, и высказывания иностранцев о русской бане, которые свидетельствуют о том, что ничего подобного до прибытия в Россию эти иностранцы не знали. В этом плане особенно интересно высказывание о русской бане испанского врача Риберо Санчеса (долгое время был врачом Елизаветы Петровны): «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества». 
Нам известны весьма нелестные отзывы о гигиене славян летописцев VI века Прокопия и Маврикия: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». По словам этих авторов, славяне мылись только 3 раза за всю жизнь: в день рождения, свадьбы и смерти. Что-то верится с трудом, чтобы «занюханные» грязнули, какими изображаются славяне, в то же время были стройными и мужественно красивыми. К тому же, все славянские племена в дохристианский период селились, как правило, по берегам рек и озер, занимались рыбной ловлей и чтобы они в таких условиях не купались — это просто абсурд. Скорее всего, Прокопий и Маврикий спутали славян с какими-нибудь кочевыми племенами из засушливых степей. 
Живший во времена Петра I в Петербурге камерюнкер Берхольц в своих записках о России пишет: «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю... Русские и чухонские женщины, прислуживающие там (в бане), превосходно знают свое дело... Они, во-первых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете и, во-вторых, мастерски ухаживают за вами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полки и покрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками сколько сами захотите, что необыкновенно приятно, потому что открываются поры и усиливают испарину», потом пальцами отделяют «от тела нечистоту, а затем берут мыло и натирают и, наконец, в заключение всего, окатывают водой и обтирают полотенцем. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным». 
Общего «рецепта» мытья в бане нет. В каждом уголке России, почти в каждой семье существует своя, семейная «технология» мытья в бане. И это понятно. В.Иванченко приводит популярную еще тысячу лет назад поговорку: «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти». Иностранцы прежде всего, отличают выносливость русских, способных находиться в бане при высокой температуре и большой влажности. «Русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогают от того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу (во двор), как мужчины, так и женщины и обливаются холодною водою, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню. Бани устраиваются при реках, моющиеся из жару прямо бросаются в холодную воду». 
Исторические и литературные источники свидетельствуют, что среди выдающихся русских людей многие любили «жаркую» баню. А.В.Суворов, например, где это было возможно, устраивал солдатам бани. Сам генералиссимус выдерживал в бане «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг». 
По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней. 
Во время посещений Москвы Сандуны часто посещал герой 1812 года Денис Васильевич Давыдов. 
Кстати, Сандуновские бани были названы в честь знаменитой актрисы певицы Сандуновой. Так эти бани называются еще с далеких пушкинских времен. Славились эти бани и своим буфетом со всевозможными напитками, от кваса до шампанского «Моэт» и «Аи». 
Своими банями славился и Санкт-Петербург. В 1874 году в городе насчитывалось 312 бань. Большинство из них снабжалось невской водой. Из 312 бань — 46 было торговых и 266 «нумерных или семейных». Лучшей баней из «нумерных» по роскошной отделке и удобствам была баня Воронина, на Фонарном переулке, в собственном доме Воронина. Номера в этой бане были довольно дорогие — от 50 копеек до 10 рублей за одно посещение. 
Самые же дорогие номера, отличавшиеся роскошной отделкой и посещаемые избранной публикой, находились в так называемых «Пушкинских источниках» — банях на Благовещенской улице у Николаевского моста. 
В общих банях цены были небольшие, вполне доступные даже самым бедным: 1 класс стоил от 15 до 40 копеек, 2 класс — от 8 до 15 копеек, а 3 класс для простонародья — 3– 5 копеек, что было доступно всем. 
В номерах и общих банях имелись парильщики и парильщицы — «бабушки», которые по востребованию мыли желающих за 15–20 копеек или «за что положите». 
При бане Воронова был так называемый «полный буфет», в остальных же банях можно было получить только пиво, квас, сельтерскую воду и другие дешевые напитки. 
Кстати, хотя цены в общие бани были довольно низкие, но бань было много и в них мылось практически все население, бани приносили в царскую казну большую прибыль. 
Бани топились обычно один — два раза в неделю. В летние жаркие дни кое-где топить бани запрещалось с целью предупреждения пожаров, которые на Руси чаще всего возникали именно из-за бань. Исключения допускались лишь для больных и рожениц, и то в зависимости от решения местных властей. Кстати, запрещения топить бани, не касались знатных людей. 
Были в Москве еще знаменитые бани — Ламакинские. В этих двух банях «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе». 
Очень любил русскую баню царь Петр Великий и страдал от ее отсутствия. Во время пребывания в Голландии он сам построил для себя русскую баню, считая, что это — лучшее средство поправить свое здоровье. 
Любовь к баням была одной из самых примечательных характерных черт русской натуры. В бани ходили все — от мала до велика. Человек, не любивший бани, считался «инородным телом» в русской среде. Упоминавшийся уже Олеарий пишет, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец, потому что он не любил бань. «Русские крепко держатся обычая мыться в бане и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых почти всегда найдешь множество моющихся». 
Сначала в банях мылись все вместе: мужчины и женщины, однако не везде. В деревнях исстари мылись в две смены: сначала мужчины, а потом уже женщины и дети. Первый пар всегда был «мужским». В 1743 году сенатским указом запрещено было не только допускать в торговых банях мыться мужчинам вместе с женщинами, но также строго запрещалось мужскому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому — в мужскую. 
Русские умели обставить мытье в бане такими атрибутами, которые делали этот процесс в высшей степени приятным и полезным. Как мы уже отмечали, почти каждая семья имела свою, складывающуюся в течение многих поколений «технологию» мытья в бане. Из многочисленных способов пользования баней каждая семья выбирала свой, с ее точки зрения наиболее полезный и приятный способ. В зависимости от этого соблюдался определенный температурный режим в бане, применялись те ароматические вещества (почти всегда растительного происхождения), которые считались данной семьей наиболее предпочтительными. Интерьер бани также свидетельствовал о вкусах её хозяев.

27.12.2018

 Поздравляем Вас с наступающим 2019-м годом!

Коллектив ООО "Политех" г. Москва

  << пред   1   2   3   4   5   6   7   след >>